Кратко об основных методах финансовых мошенников, а также о том, как вовремя распознать обман и сохранить свои деньги. С развитием технологий появились доступные каждому способы оплаты товаров и услуг, не выходя из дома. Соответственно, и преступники научились воровать дистанционно. Залогом их успеха является не только изобретательность и технологичная грамотность, но также излишняя доверчивость и беспечность самих людей или просто жадность жертвы мошенника.
• Финансовые пирамиды.
Социальные сети полны предложений пройти курсы, тренинги, марафоны по финансовой грамотности, создать источники постоянного дохода и разбогатеть. В лучшем случае можно не особенно сильно потратиться на приобретение бесполезных знаний. Однако нередко за «успешными инвесторами», которые готовы поделиться волшебными советами, кроются самые обычные финансовые пирамиды. Вовлеченные туда люди получают доход только на первой стадии, а затем теряют все. Подозрения должны возникнуть, в частности, если вам гарантируют доход от инвестиций и утверждают, что для инвестирования не нужен базовый порог знаний, если обещают вознаграждение за приглашение новых участников, а источники дохода и механизм его получения не раскрывается.
• «Выгодные» сделки.
Случаются мошенничества с предоплатой, когда преступник просит жертву заранее оплатить услуги или товары, которые никогда не получит. Как правило, предложение бывает крайне выгодным. Это могут быть СМС-сообщения или электронные письма о льготных ссудах, огромных скидках или прибыльных инвестициях. Удержитесь от соблазна легко заработать или значительно сэкономить, и не перечисляйте деньги незнакомцам или сомнительным предпринимателям. СМС-рассылки о выигрышах и бонусах, в которых предлагается заплатить комиссию за банковский перевод или что-то подобное, лучше сразу отправлять в спам.
• Опасные знакомства.
Мошенники умело манипулируют чувствами людей. Они могут заставить своих жертв эмоционально вовлечься в отношения с незнакомцами, с которыми познакомились заочно — в социальных сетях, онлайн-форумах или на сайтах знакомств. Со временем те могут попросить деньги, например, на подготовку свидания, на срочное лечение ребенка или даже на совместный поход в кино. Такие просьбы должны вызвать тревогу, особенно если партнер избегает личных встреч.
• «Звонок из банка».
Мошенники могут попытаться украсть деньги, представляясь сотрудниками банка, которые якобы пытаются предотвратить подозрительную операцию со счетом клиента. Но банковский служащий не будет расспрашивать о данных банковской карты, паролях, кодах, паспортных данных и тем более — предлагать установить на телефон приложение по направленной ссылке. Если такие темы возникли — это вор, даже если в вашем телефоне определился официальный номер банка.
• «Несчастья» с близкими.
Иногда мошенники манипулируют жертвами, заставляя поверить, что их близкие люди якобы оказались в чрезвычайной ситуации. В стрессовой ситуации человек отдает деньги, чтобы помочь в случае аварии, кражи денег, срочных медицинских расходов, требования взятки и т.д. Нужно связаться непосредственно с пострадавшим, какой бы драматичной ни была рассказанная вам история. Кстати, избыток личной информации в соцсетях делает людей уязвимее для такой аферы.
• Непроверенные сервисы для смартфона.
Ограничьте доступ к гаджету, пользуйтесь доступными системами защиты от взлома, установите сложный пароль и надежный антивирус. Проявляйте осмотрительность при установке бесплатных программ и их обновлении. Не исключено, что внутри скачиваемого файла – вирус. Результатом пользования непроверенными сервисами может стать списание средств или подписка на платные рассылки. Пользуйтесь известными сервисами для покупки опций и контента для вашего смартфона.
• Не перечисляйте деньги незнакомцам!
Даже пользоваться платежной карточкой специалисты рекомендуют по определенным правилам: не хранить там много денег для повседневных расчетов, завести отдельные карточки для поездок за границу и расчетов в Интернете, подключить специальный протокол 3D Secure и СМС-оповещение, установить лимиты на безналичные расчеты и снятие наличных. Будьте бдительны с пожертвованиями, перечисляйте деньги только проверенным авторитетным организациям, но ни в коем случае не частным лицам. Всегда помните, что собеседники могут быть не теми, за кого себя выдают. Злоумышленники постоянно придумывают новые способы выманить у людей деньги или конфиденциальные данные для доступа к счетам. Что должно вызывать подозрение?
Какой бы ни была легенда, есть четыре признака, по которым легко вычислить аферистов.
1. С вами говорят о деньгах.
2. Вас просят сообщить данные.
ФИШИНГ
Фишинг (phishing) — это вид мошенничества, при котором злоумышленники отправляют электронные письма, сообщения или используют поддельные сайты для получения персональной информации жертвы. Мошенники, как правило, выдают себя за официальные организации (например, банк, социальную сеть) и просят ввести данные, такие как логин, пароль, номер карты. Злоумышленники могут создать подделку сайта, очень похожую внешне на официальный сайт, а его URL-адрес (символы, которые вводятся в адресную строку браузера) будет отличаться всего на одну букву или цифру. Мошенники надеются, что человек, ничего не подозревая, введет свои данные на таком сайте, а они получат их. Недаром ”фишинг“ в переводе с английского значит ”рыбалка“. Так мошенники ловят на свою удочку невнимательных и доверчивых пользователей.
Следует обращать внимание на следующие моменты:
1. Внимательно посмотрите на веб-адрес сайта. Вы можете узнать, является ли сайт фишинговым, проверив домен в адресной строке и сравнив его с изначальным адресом домена. Как мы говорили, фишинговые сайты очень часто используют похожие домены для обмана пользователей. Например, ваш домен выглядит так: yourbank.by. Домен фишингового сайта может выглядеть так your.bank.by. или так yourbanc.by.
2. Проверьте, имеет ли сайт безопасное соединение. Адрес сайта, через который вы хотите провести оплату, должен начинаться с ”https://“ и иметь пиктограмму в виде закрытого замка зеленого цвета. Этот замочек означает, что информация, которую вы вводите, передается через безопасный канал связи или через защищенное соединение. Не делай покупок в интернет-магазинах, которые не имеют этого замочка рядом с веб-адресом.
3. Проверьте, когда и на кого зарегистрирован сайт. Фишинговые сайты обычно существуют недолго, их быстро вычисляют специалисты по борьбе с киберпреступностью. Но и за свое недолгое существование они могут нанести большой вред множеству людей. Поэтому стоит проверить, когда зарегистрирован сайт. Быстро получить всю информацию о домене, например, дату регистрации, контакты для связи с организацией, можно с помощью специальных программ в интернете.
4. Сайт содержит грамматические или орфографические ошибки. Крупные компании имеют в штате или привлекают профессиональных дизайнеров, копирайтеров, редакторов и корректоров, которые строго следят за соблюдением правил оформления сайта. Насторожить должны неправильное название организации, обилие опечаток и ошибок, ”поехавшая“ верстка и др. В любом случае надо быть очень осторожными, если запрашивается ваша личная информация, даже если вам приходят сообщения с адресов, которые могут показаться официальными.
ВИШИНГ
Вишинг (vishing) — это разновидность фишинга, где мошенники используют телефонные звонки для получения конфиденциальной информации.
Мошенники могут рассказывать разные ”легенды“: сообщение о якобы оформленном кредите, отмена ”ошибочно“ выполненного перевода на карточку жертвы, возможность устранить проблему с неожиданно списанными деньгами, история о преступниках, которые пытаются незаконно использовать карточку, угроза ”блокировки“ карточки и др. И, конечно же, по их словам, избежать всех этих неприятностей можно только сообщив ”сотруднику банка“ ваши персональные данные – реквизиты платежных карт, коды авторизации, пароли.
Также мошенники могут позвонить от имени службы безопасности банка и сообщить, что проводят расследование хищения денег клиента работником самого банка. При этом попросят не перезванивать в банк, поскольку звонок может помешать расследованию, и даже могут предупредить об ”уголовной ответственности“ за препятствование расследованию. Для убедительности мошенники будут ссылаться на произвольный номер статьи Уголовного кодекса. Далее звонок переключается на псевдо-сотрудника правоохранительных структур (милиции, прокуратуры и др.), который продолжит вводить вас в заблуждение.
Мошенники также могут предложить установить специальное приложение, которое на самом деле служит для удаленного управления устройством и позволяет получить доступ к счету клиента для несанкционированного перевода денежных средств.
Как обезопасить себя:
1. Важно всегда помнить, что сообщать кому-то информацию о своей банковской платежной карточке, пароли и коды доступа, паспортные данные ни в коем случае нельзя.
2. Не паникуйте, если вам сообщают о блокировке счета или каких нибудь неприятностях.
3. Уточните ФИО и должность звонящего и скажите, что перезвоните ему сами.
4. Положите трубку и наберите официальный номер банка сами. Но даже если у вас на телефоне высветился знакомый номер банка, ни в коем случае не делайте на него обратный звонок. Наберите номер колл-центра банка вручную.
Телефон банка можно найти на обратной стороне банковской платежной карточки или на официальном сайте банка.